Археологический музей Полевского края
Виртуальные экскурсии "Экспонаты рассказывают"
В музее каждый экспонат имеет свою историю.
Эта история о зубе мамонта который расскажет нам о своей жизни.
Аудиоэкскурсия

После смены нескольких молочных зубов появился я – коренной зуб, распложённый на нижней челюсти и внешне похожий на большую тёрку весом более 2 кг.. Иногда когда мне становится скучно я разговариваю со своим младшим собратом– молочным зубом мамонтёнка.

- Слушай, а каково наше значение для мамонта, мы ведь такие маленькие по сравнению с ним, и чем же мы можем быть полезны

- На самом деле, без нас мамонт бы не выжил, поскольку мы прямым образом участвуем в процессе питания, то есть зубы служат мамонту «терками» для употребления до 500 килограммов корма в сутки.

- Ого! Ну раз у нас с тобой одна функция, то чем же мы отличаемся?

- Я уже прошёл начальный этап - молочный зуб, и являюсь постоянным, коренным зубом больших размеров, состоящим из 13 пластин, а моя жевательная поверхность представляет собой широкую и длинную пластину

-А я являюсь маленьким молочным зубом на место которого позже придёт коренной, моя жевательная поверхность представляет собой маленькую пластину из двух гребней.

-У нас есть некоторые различия, например я перемалываю больше объёма пищи чем ты, но строение у нас схоже. Мы состоим из трех частей: коронки, шейки и корня.

Мой хозяин был огромным гигантом ростом до потолка музея, и имел бивни более 3 метров. Жил он со своими сородичами в большом стаде, которое перемещалось по лесотундре, поедая растительную пищу. Мы не боимся холода и морозов, потому что наша шерсть длиной до одного метра, толстая кожа и подкожный жир надежно нас охраняют. Да и копье человека не пробьёт нашу защиту. У нас не было врагов, только если голод не наступал.




Автор Симонова Евгения

В музее каждый экспонат имеет свою историю.

Эта история о маленьком сосуде который хочет рассказать нам о своей жизни

Аудиоэкскурсия

Было горячо, вокруг всё пылало алыми красками, а в самом центре этого большого костра лежал миниатюрный я и много моих собратьев. Так началась моя история – с обжига на костре. Меня изготовил маленький ребёнок, который уже с детства в форме игры обучается полезному делу. В процессе лепки, материал из которого меня изготовили – глина, которую сначала подготовили и сделали мягкой и эластичной, затем добавили в неё тальк, чтобы будущий сосуд был прочным и не растрескался в процессе обжига. Поскольку я отличаюсь маленьким размером и как сосуд для еды большим людям не подхожу, меня использовали в других целях.
Например, со мной любили играть маленькие дети, такие же как я. маленькие сосуды по большей части были декоративными или использовались в разных обрядах. Сосуды, изготовляемые детьми, были неровными и неуклюже орнаментированными, а те что использовались как декоративные или в обрядах были слеплены старшими опытными членами поселения, с красивыми и иногда символичными орнаментами. От времени я уже посерел, но раньше до обжига я был светло коричневым, а после тёмно-коричневым. До того, как попасть в этот музей я долго пролежал в сырой земле и развалился на отдельные фрагменты, но я всё ещё помню, как мне было весело наблюдать за древними людьми и быть частью того невероятно далёкого времени. Аж дух захватывает стоит только вспомнить сколько мне лет. А ведь я наблюдал за развитием человека более 2 тыс. лет, и чего он уже достиг!

Автор Симонова Евгения

В музее каждый экспонат имеет свою историю.

Эта история о тигле.

Аудиоэкскурсия
Моя история начинается с отбора лучшей глины для большей продолжительности моей жизни. Для меня отбирают лучшую глину несколько человек, а затем уже другие несколько человек замешивают в эту глину различные примеси: тальк, шамот, навоз…Люди наполняют меня способностями огнестойкости, эластичности.
Используя такую глину, керамисты изготавливают меня, а также моих друзей и родственников. Моя форма достаточно проста: небольшая толстая ножка, каплевидное углубление с носиком, чтобы в будущем металлургам было проще заливать металл в литейную форму. После лепки и всех дополнительных обработок меня отправляют в печь для обжига. Так я становлюсь крепче и твёрже. Моя подготовка к работе у металлургов закончена.
Меня принесли на металлургическую площадку и сложили в тёмный ящик. Я лежал там дня три и за это время прошло несколько дождей. Я слышал, как они барабанят по тенту и даже два моих соседа сверху размокли. И потом, когда их доставали, они развалились прямо в руках у людей: оказалось, что они не были обожжены. Но я то обожжëн!
И тогда рука в толстенной перчатке, которая называется крага, взяла меня и поставила на землю, в меня бросили несколько кусочков меди, схватили щипцами и сунули в печь. Я сначала испугался, а потом я понял, что огонь - это моя стихия!
Меня засыпали углем и начали дуть на меня откуда-то сверху. Я не мог туда посмотреть, потому что из-за угля ничего не видно. А ещё люди всё время кричали «ТИГЕЛЬ ГОЛЫЙ!». Я очень пугался сначала, а потом понял, что всё нормально и это значит, что на мне мало угля. Меня засыпали углем и становилось ещё жарче, металл во мне покраснел и начал превращаться в такую горячую кашу. Начала ныть старая трещинка, про которую я давно забыл. Металл почти расплавился, он уже почти жидкий, и здесь такое пекло! По разговорам людей я понял, что здесь почти тысяча градусов. Вдруг старая трещина подвела меня, и я раскололся на две части: одна упала в печь, а вторая оставалась крепко держаться в щипцах. Послышалась команда «Стоп!», уголь надо мной разгребли, началась какая-то суета. Мою большую часть взяли и опрокинули над литейной формой, металл тонкой красивой струйкой потёк внутрь, меня опрокинули. Весь металл, который уже почти застыл выпал и меня выбросили под куст, где на меня забрался паук и сплëл свою паутину.
Я со временем разрушился и так и не узнал, что было с моей второй частью…


Автор Унегов Матвей и Воронина Евгения

В музее каждый экспонат имеет свою историю.

Эта история о небольшом зеркальце.

Аудиоэкскурсия
Перед вами – зеркало,
- да, да не удивляйтесь, я зеркало!
Мне более 2 тысяч лет, и поэтому я не так сильно отражаю вас, но я хорошо помню, кто в меня смотрелся много тысяч лет назад.
Сейчас люди произнося слово зеркало имеют ввиду гладкую поверхность, которая даёт отражение. А вот во время, когда я было изготовлено, зеркала не отражали внешность так чётко, ведь сделаны мы из оловянистой бронзы, которая не имеет тех свойств которое имеет современное зеркало.
В 1939 году мальчишки нашли меня в кладе на Азов горе.
Отливали нас в основном на Иткульском городище или на Думной горе, где хорошо развивалась металлургия. У меня есть небольшая ручка, потому что креплюсь я в деревянную или костяную рукоять.
Нас изобрели довольно поздно в бронзовом веке. Нам приписывали большое количество мистических представлений, правил и предостережений, а некоторые из них существуют и сейчас. На протяжении тысячелетий мы являлись символами необъяснимой силы и сопровождали своих владельцев при жизни и после смерти. Мы даже иногда могли быть связаны с душой человека, поэтому оказываемся в погребениях, могильниках и культовых местах. Существовал даже ритуал специального отламывания ручек зеркал.
Я даже помню, что некоторые зеркала были предметами туалета и их находили в туалетных наборах-сумочках в сочетании с бижутерией и другими предметами роскоши. А вот в тагарской культуре зеркала носили подвешенными на ремешок к поясу, при этом мужчины гораздо чаще, чем женщины.
Некоторые думают, что душа человека отражается и сохраняется в зеркале, как и в воде, и может не вернуться обратно из зеркала в тело человека, что приведет к различным несчастьям и к смерти.
Большее количество моих собратьев иткульской культуры находили в святилищных комплексах или «кладах», располагавшихся на вершинах гор, в скалах, а рядом были с орнитоморфные медные изображения.
А может мы являемся символами солнца и огня? Вот сколько загадок мы храним!


Автор Симонова Евгения

В музее каждый экспонат имеет свою историю.

Эта история о наконечниках стрел.

Аудиоэкскурсия
- Привет. кто ты?
- Привет, я наконечник стрелы
- Я тоже
- А как ты появился на свет?
- Сейчас я тебе это расскажу. Я родился в учебном лагере "Чусов". Меня выплавил чумазый мальчик. Его звали Арсений. Чуть позже из меня сделали стрелу и на следующий же день меня отвезли в город Полевской. А сделали меня так. Люди взяли глину и слепили сосуд, они называют его тигель.  В него положили бронзу. Потом тигель поставили в металлургический горн. А рядом установили литейную форму из талька, чтобы она нагрелась и начали плавить металл. Чтобы была высокая температура, нужен искусственный поддув – много, много воздуха, он поступает через меха. Качать их надо без остановки. Примерно через 20 минут металл расплавился, затем его быстро залили в литейную форму. Через несколько секунд её раскрыли, аккуратно щипцами достали наконечник стрелы и бросили в ведро с водой.
Теперь его можно взять в руки. Вот люди и выплавили наконечник стрелы. Вот так я появился.
- А как ты появился?
- Я… А я так же, только выплавил меня не мальчик, а металлург - 2,5 тысячи лет назад из медной руды – малахита. Произошло это на Думной горе. И ещё у меня были братья наконечники. А для тебя это твои предки, как и я.
- А где брали медную руду?
- Медную руду добывали на Думной горе и Гумёшках, а затем её обогащали,
- Что в руду добавляли золото и серебро?
- Нет руду дробили, чтобы отделить пустую пароду от медной.
- А сколько градусов нужно чтобы расплавить медь?
- Мы тогда не умели считать, но сейчас по вашим меркам это 1100 градусов.
-  А для чего нужны были вам, наконечники стрел?
-  Они были нужны для того, чтобы сделать к лукам стрелы, с помощью которых мы охотились на зверей и защищали свои поселения от врагов.
Спасибо, за интересную историю.




Автор Шишкин Арсений, Мухамедшина Анастасия

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website