Выставка «Тайны древних металлургов» познакомит экскурсантов с технологией выплавки металла (меди) племенами иткульской культуры и экспонатами эпохи раннего железного века. Развитие Урала связанно с развитием трёх «китов» металлургии. Третий кит — современная промышленность Урала, основанная на развитии металлургии, тяжлёлой промышленности; второй кит — зарождение промышленности на Урале в XVIII веке, эпоха Турчанинова, Демидова; первый кит — относится к эпохе раннего железного века, в это время на Урале существовала иткульская археологическая культура, которая являлась поставщиком меди и медных изделий соседним племенам и степным кочевникам
Горное дело
Данная культура была металлоносной, поэтому основная часть экспозиции, связанна с металлургией. В горнолесном Зауралье в VII-III вв. до н.э. были хорошо развиты горное дело и металлургия меди.
Экспозиция в музее разрабатывалась на основании публикаций Г.В. Бельтиковой, Е. М. Берс, В.Д. Викторовой и других учёных.
Выплавляли медь из медной руды. На Гумёшках древние металлурги добывали окисленную руду (малахит), которая легко плавилась в печах – горнах. Перед вами кусочки измельчённой руды с Гумёшевского месторождения

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ПОЛЕВСКОГО РАЙОНА
Горное дело
Для обогащения – измельчения руды использовали каменные молоты- песты и наковальни. Измельчённая руда содержит минимум примесей (пустой породы) и легче выплавляется.

П.С.Паласс о Гумёшевском месторождении
https://disk.yandex.ru/i/RV0bS2LyqyVHtw
Плавка производилась в специальных сосудах тиглях. Иткульское население использовало разнообразные по форме и назначению тигли, в которые добавляли тальк и органику для предания огнеупорности. Тигли, в которых плавили медь, сделаны из глины в виде чашек и кубков объёмом 100-200 куб. см. В экспозиции музея храниться фрагмент кубкообразного тигля с Иткульского 1 городища. Тигли подобной формы мы использовали во время экспериментов. Для иткульской культуры характерны глиняные тигли с большим добавлением талька и органики. Тальк добавляли для предания огнеупорности и органику для того, чтобы сосуды были более пористые. Пропорции этих компонентов разные.
Литейные формы
На памятнике археологии иткульской культуры обнаружены литейные формы для отливки наконечников стрел, мечей, акинаков, кельтов, ножей и украшений, металлообрабатывающие каменные орудия (оселки, молотки, гладилки для растяжки меди в лист), а также шлак, руда, каменные рудообрабатывающие орудия (кирки, кувалды, песты), фрагменты воздуходувных сопел, тигли, металлическая медь в каплях и слитках. Литейные формы в основном изготавливали из талька и глины, они были двухстворчатые, трёхстворчатые. В фондах музея хранятся: створка литейной формы наконечника стрелы (трёхстворчатая из талька), обломок литейной формы ножа из талька, фрагменты литейных форм из глины.
Глиняные формы изготовлялись из теста с примесью органики (навоз); рассчитаны на одно и многоразовые пользования. Створки составных форм скреплялись вторичной тонкой глиняной обмазкой, легко сбиваемой при выемке изделия или шнуром (кожа). Глиняные формы использовали для отливки крупных вещей: мечей, кинжалов, небольших простой формы ножей, блях, зеркал, стержней, браслетов, а также в случаях, предполагавших потерю формы. В жёстких формах чаще отливали вещи небольших усложнённых форм, необходимых в больших количествах, наконечников стрел, кельтов, украшений, амулетов. Положения створок в них фиксировали с помощью шпеньков, выступов сердечников, входящих в пазы створок (тальковых форм).
Дополнительно створки стягивали ремешки или металлическими скобами, возможно, проволокой.
Конструкция всех, в том числе глиняных, форм предполагала их многоразовое использование. Способ крепления створок достоверно определён лишь на глиняных экземплярах с помощью вторичной глиняной обмазки. Створки формы для матриц скреплялись иным способом (кожаным ремешком).
На их основании и используя сведения из научной литературы, нами были изготовлены литейные формы наконечников стрел, ножа, зеркала, птицевидных идолов и другие.
Макет печи
Перед вами реконструированная печь, в которой установлен тигель, изготовленный из глины и измельчённого талька. Печь засыпана топливом – углём. Топливом служили дрова, шишки, древесный уголь. Древние металлурги держали в секрете свои технологии, они строили защитные сооружения во круг своих печей горнов из рва, не большого вала и стен из брёвен. Воздуходувное сопло всегда направленно в центр тигля, в котором находится лом металла (в данном случае олова). Рядом с печью двустворчатая литейная форма птицевидного идола из талька. Литейщик наблюдает всё время за металлом в тигле. После того, как появляется зеркало расплавленного олова металлург берёт щипцами тигель и льёт металл в литейную форму.
Детали, если их не соблюдать в металлургическом процессе не позволят достичь желаемого результата – получить металлическое изделие.
1. Если даже кратковременно топливо будет отсутствовать между соплом и тиглем, то металл остынет от нагнетаемого холодного воздуха из мехов и плавка не состоится.
2. Если тигель будет смещён в сторону от сопла, то металл расплавить не получится.
3. Если работать рывками на мехах, то достичь температуры необходимой для расплавки металла будет сложно, нужно стремиться к постоянному дутью.
4. Литейную форму необходимо прогреть возле печи насколько возможно. При заливке в холодную форму металл начинает закипать, в результате качество готового изделия резко снижается (оно получается с пустотами).
5. Створки литейных форм должны быть притёрты просветы отсутствовать.
6. Воронка для заливки металла должна быть короткой, с целью быстрой заливки меди в форму.
7. Время, которое отпущено литейщику на то, что бы достать тигель из горна и произвести заливку в форму составляет не более 10 – 15 секунд. Далее медь быстро остывает (кристаллизуется) и заливку произвести невозможно. Требуется определённая расторопность.

1939 году на вершине горы Азов школьники из школы №1 под камнями обнаружили «клад»; более 40 предметов из меди и бронзы. Большая часть предметов это птицевидные изображения. Сказать однозначно какой смысл они имели, мы не можем, но мы видим, что это хищные птицы, которые летают выше и быстрее других птиц. Возможно, они олицетворяли движение воздуха, который необходим для удачной выплавки; возможно, они являлись вместилищем души умершего металлурга. Очень часто на культовых местах находят предметы округлой формы с отверстием в центре - пряслица. Они, а также бляшки и зеркала – символы солнца и огня. В настоящее время предметы с Азов горы хранятся в Областном краеведческом музее в Екатеринбурге.
Фотографии и тексты использованы для демонстрации возможностей шаблона сайта, пожалуйста, не используйте их в коммерческих целях.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website